Персональный сайт Крылова Алексея Вениаминовича
счетчик посещений Библиотека казака LiteName.ru Легко как никогда! Доступный хостинг и домены для вас!

Меню сайта


Разделы новостей

Казачьи новости [2]
Мои новости [6]
Разное [19]

Наш опрос

Оцените мой сайт
1. Любо
2. Ужасно
3. Неплохо
4. Хорошо
5. не любо
Всего ответов: 37

Статистика


Тута всего: 1
Пришлых: 1
Казаков: 0




Первые летописные упоминания о казаках

 

Широко известно церковное предание о передаче донскими казаками князю Дмитрию

Донскому после Куликовской битвы своих святынь (в частности, Гребневской иконы

Божией Матери - подлинник ее исчез в 1918 г.). Казаки в нем - малоизвестный "народ

христианский, воинского чина" живущий где-то на Дону, имеющий "города". Но это

лишь предание, имеющие только косвенные подтверждения.

Согласно известным источникам, первые достоверно известные казаки - татары.

Литовским летописям известен казак Мамай, спасший Великого князя Витовта после

разгрома на Ворскле в 1399/1400 г.* - родоначальник князей Глинских. В русских

летописях, как до сих пор считалось, первое упоминание о казаках - рязанских -

относится к 1443/1444 г. (наиболее полное - в Ермолинской, а из позднейших -

Никоновской летописи).

В 1443/1444 г. царевич Мустафа разорял Рязанщину. Под стенами Переяславля

Рязанского рязанцы потом выкупали у татар пленников. В ту осень степь выгорела

от пожаров, а зима настала необычайно лютая, с сильными ветрами. Стали гибнуть

татарские кони, и пришлось Мустафе вернуться к Рязани уже "миром", чтобы здесь

зазимовать. Его с приближенными впустили в город, но те стали по обыкновению

бесчинствовать, и рязанцы выгнали царевича вон. Деваться было некуда, и он встал

станом неподалеку, на речке Листани, терпя от голода и стужи. Прогнать его "в

поле" у рязанцев не хватало сил - и они дали знать в Москву.

Великий князь Василий Васильевич отправил свой "двор" под началом воевод князя

Василия Оболенского и боярина Андрея Голтяева, а также "мордву на ртах" (лыжах)

- вероятно, отряд из недавно присоединенной Мещеры.

Обезлошадевшие татары были худы и слабы, от мороза и ветра главное их оружие -

луки и стрелы - "ни во что же быша", однако они "резашася крепко". Мордва и

рязанские казаки, ударившие с другой стороны, были вооружена рогатинами,

сулицами и саблями. Наличие рогатин у казаков, как и их действия на лыжах,

свидетельствуют, скорее всего, что в этом случае они были не татарского

происхождения.

Этот эпизод более-менее известен (в том числе как первое упоминание об

использовании лыж на войне), чего совсем нельзя сказать о другом свидетельстве.

В 1445 году первый казанский хан Улу-Мухаммед, понеся потери от московских войск

под Муромом и Гороховцом, послал "въ Черкасы по люди и приде две тысячи казаковъ"

(Ермолинская летопись, с.201). С ними хан разорил город Лух на востоке

современной Ивановской области. Остается лишь гадать, куда хан посылал за

помощью -уже на Днепр или в Пятигорье на Северном Кавказе?

Сообщение лежит, что называется, "на поверхности", но

до сих пор замалчивалось - возможно, из ложно понимаемой "дружбы с братским

народом" (позже название "черкасы" закрепилось на Руси за запорожцами - хотя и

на Дону фигурировало, откуда и имя его столицы - Черкасск).

Следующее, повторенное во всех основных летописных сводах упоминание казаков -

уже в составе московского войска. Непонятно, но и оно не используется

исследователями. Это эпизод первой московско-казанской войны, когда Великий

князь Иван Васильевич "...дворъ свои, послалъ на Каму воевати месть Казанскыхъ

съ Москвы к Галичу, Руна с казакы..." (Русские летописи, т.1. - Симеоновская лет.,

с.300. Рязань, 1997 г.). В Галиче и далее - по маршруту в Вологде, Устюге и

Вятке - к казацко-дворянскому войску присоединялись новые отряды; от Вятки рать

плыла в насадах и успешно действовала затем на Нижней Вятке. Казачий отряд

возглавил видный представитель двора Великого князя, воевода из дворян Иван Руно

(на следующий год - непосредственный организатор нападения на Казань). То, что

отряд отправлялся из Москвы, позволяет предположить, что в его состав входили и

московские "охочие люди" из посадского населения. Откуда бы не прибыли в Москву

казаки - у нас есть основание считать 1468 г. первой известной датой пребывания

казаков в Москве. Это сведения все-таки известные, хотя и замалчиваемые. Недавно

же мне удалось обнаружить еще более раннее, хоть и косвенное, известие о казаках!

В псковских летописях встретилось такое сообщение: в 1405 г. посадник Юрий

Филиппович Козачкович руководил походом под г. Ржеву (Псковские летописи, т.1, с.28.

М.-Л.1941.). Прозвище показывает: не позднее второй половины XIV в. в Пскове жил

некто Филипп по прозванию Козачок! Обратим внимание: слово написано в своем

первоначальном виде, по-тюркски, через "о" (как в украинском) - аргумент не в

пользу "удревнителей", производящих казаков от ка-саков или ка-согов. В летописи

употребляется не само слово (и понятие) "козак", а уменьшительная форма - "козачок".

Прозвище, возможно, говорит о социальном статусе носителя - отца посадника. По

аналогии с новым временем ("казачками" в России называли зависимых, находящихся

в услужении людей) для XIV в. можно предположить, что "казачок" - это, например,

охранник у купца. Но, во всяком случае, если были "казачки", то, тем более -

были известны автору летописной записи и казаки! Хотя, конечно, нужно учитывать

и известную двойственность этого понятия в русском языке. Так, в вологодском

говоре до начала XX в. "козак" - аналог батрака, "пришлый, не имеющий имущества,

живущий наемным трудом".

Как бы то ни было, очевидно одно: заимствованное татарское "козак" известно и

употребляется на Руси не позднее XIV в. - что столь же очевидно предполагает

существование настоящих казаков (хотя бы и татарских), еще ранее!




Форма входа


Календарь новостей

«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Праздники сегодня Праздники славян

Поиск


Друзья сайта

Pay <Unreal Commander